Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Спешите делать добро

Заметки о новых спектаклях театра «Современник»

«Мы не увидимся с тобой» К. Симонова и «Спешите делать добро» М. Рощина — два новых спектакля московского театра «Современник». Первый из них, поставленный В. Фокиным, — о войне и посвящен 35-летию Победы, второй — работа главного режиссера театра Г. Волчек — рассказывает о современных событиях. Спектакли эти не схожи ни по содержанию, ни по манере сценического повествования. И тем не менее их связывает единая нравственная позиция. 
?Там, где положено быть первым десяти рядам партера, — помост, игровая площадка, соединенная со сценой. В зале еще не погас свет, еще рассаживаются на свои места зрители, но взгляд невольно задерживается на популярном артисте кино Михаиле Глузском. Он пробирается вперед по проходу рядом с театральным служителем. И вдруг отделяется от своей спутницы, перешагивает невидимую линию рампы, из зрителя неожиданно превращаясь в героя — автора.
Он останавливается у помоста, облокачивается на него, не решаясь взойти до тех пор, пока не пробуждается дремавшая до поры до времени память и властная ее сила не вызывает образы минувшего. Ушедших из жизни, но не забытых людей. Они появляются в черном провале подмостков у далекой кирпичной задней стены и маленькой сжавшейся в единый комок колонной начинают двигаться навстречу зрителям. Навстречу тому, кто вызвал их из прошлого. А за ними, словно подгоняя их и приближая к рампе, движется огромный — во все зеркало сцены — щит с фотографиями военных лет. Лица сотен людей — живых и мертвых…
Военные корреспонденты газеты «Красная звезда» майор Лопатин (М. Жигалов), капитал Гурский (К. Райкин), мать Гурского (Л. Ахеджакова), редактор «Красной звезды», которого его сотрудники за глаза любовно зовут Матвеем (В. Тульчинский), командующий фронтом генерал-полковник Ефимов (А. Вокач), дочь Лопатина (Г. Петрова), его любимая (М. Хазова), танкист Чижов (С. Сазонтьев), шофер редакции (Ф. Валиков), командир полка (П. Олев)… Они рассаживаются у щита с фотографиями — все вместе. И по одному, по двое, но трое будут затем выходить на площадку, к зрителям.
У М. Глузского невероятно трудная роль в этом спектакле — почти без текста. Лишь обостренными и скупыми пластическими реакциями он заставляет поверить в свое авторство, в свою зрелую мудрость.
«Мы не увидимся с тобой» называется спектакль, созданный В. Фокиным по прозе К. Симонова последних лет и его фронтовым дневникам, и поэтому так ощутима потребность авторов постановки «остановить мгновение», точнее — несколько мгновений войны, пристально вглядеться в каждый характер, поступок, слово людей эпохи войны. Не убоявшись при этом подробностей, статичности. Мы, зрители, должны все успеть разглядеть, почувствовать, оценить. Это не просто профессиональный принцип постановки, это — принцип нашего сегодняшнего отношения к драматичному прошлому, к войне.
У Лопатина было много дней и ночей войны, он видел сотни и тысячи людей, а сейчас — спустя тридцать пять лет — вспомнилось самое главное и самое близкое. Короткое свидание с любимой в Москве. Разговор с танкистом Чижовым о страхе быть убитым, диалог с генералом Ефимовым о гуманизме на войне, разговоры с другом-корреспондентом Борисом Гурским и с матерью Бориса. Трезвый ироник, философ-историк с повадками «газетного волка», Гурский обнаруживал глубинное родство со своей матерью, которая в самые страшные для нее минуты, едва узнав о гибели сына, все же готова заботиться о других. ..
«Мы не увидимся с тобой» — спектакль об удивительной доброте людей, переживавших самую страшную в истории человечества войну. О том гуманизме, который они вынесли из войны и уроки которого запомнили накрепко.
…И вот снова, сжавшись в маленькую колонну, герои спектакля идут по подмосткам. Уже в обратный путь. В прошлое. Сотни фотографий военных лет исчезают в полутьме сцены и с ними исчезают ожившие на два часа герои К. Симонова. Чтобы остаться в нас навсегда.

Пафос пьесы «Спешите делать добро» — тоже в активном утверждении доброты, способной противостоять не только войне и ненависти, но и просто размагничивающей обыденности. Драматическую историю о том, как московский инженер Мякишев привез домой из командировки девочку из трудной семьи, пятнадцатилетнюю Олю Соленцову, пытавшуюся броситься под поезд в северном поселке, и о цепи семейных неурядиц, сплетен и неприятностей, которые Мякишеву пришлось претерпеть из-за своего благородного поступка, драматург Михаил Рощин рассказал неторопливо, со множеством житейских деталей и подробностей. Но сквозь них проглядывает и некая четкая «школьная» назидательность.
Режиссер Галина Волчек сознательно пошла на её театральное выявление, на синтез достоверности и публицистичности. На сцене — длинная скамья, на которую в наиболее драматические моменты действия садятся артисты, чтобы со стороны — сурово и требовательно — оценить поступки своих героев, вглядеться в зрительный зал, желая найти в нем единомышленников. Спектакль и начинается с этой мизансцены: М. Неелова, А. Покровская, Л. Ахеджакова, Е. Маркова. Н. Дорошина, И. Кваша, В. Гафт, В. Хлевинский собираются здесь, на скамье, чтобы затем разыграть зрителям некую житейскую притчу, должную вызвать сопереживание и размышление. Начав рассказывать, они как бы втянутся в сочиненный драматургом сюжет, перевоплотятся в персонажей настолько, что им не просто будет возвращаться к условной манере повествования. И вовсе не обязательной, скорее запоздалой данью моде покажется демонстрация театральной кухни, когда на глазах у зрителей актеры театра будут «творить» шумовое оформление спектакля.
Притча будет притягивать к себе напряженным спором Мякишева (И. Кваша) и Горелова (В. Гафт), альтруиста и эгоиста, идеалиста и практика, в котором для нас, зрителей, утвердит свою правоту идеалист, чьи идеалы все-таки обладают способностью преображать окружающих его людей. И Оля М. Нееловой с сибирским говорком, по-деревенски суетливая, угловатая девушка-подросток не будет лишь аргументом в их споре. Актриса «на городские роли», бесстрашно открывающая внутренний мир юных интеллигенток, обнаженными нервами воспринимающих мир, вместе с Г. Волчек познает иной, деревенский характер, по-особому чувствительный, со своей психологией и динамикой поведения. 
В тепле мякишевского дома, этот напряженный, как струнка, «гадкий утенок» расслабится и преобразится. Для Неёловой, для всего спектакля в целом очень важно преображение её героини, вызванной великой силой добра и понимания. И другие персонажи спектакля войдут в спор как живые люди со своими достоинствами и недостатками, заботами, мечтами. Актеры будут играть по-разному: сосредоточенно и лаконично, как А. Покровская, Л. Иванова, Е. Маркова, В. Хлевинский, острохарактерно, как Л. Ахеджакова, с комедийным перебором, к сожалению, повторяющимся у Н. Дорошиной в последних работах, но для всех будет важно, чтобы урок доброты не превратился в рациональное поучение, в театральную дидактику.
Спешите делать добро — важнейший принцип человеческой жизни, непреложность которого не раз доказывалась историей. О его торжестве, о социальной значимости подлинного гуманизма — два последних спектакля московского театра «Современник».

Михаил Швыдкой
24-02-1980
Труд

Вернуться к Спешите делать добро
Анфиса — Марина Неелова
«Анфиса (1991)»
Современник
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru